РусскийБеларускi
Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Березовского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Песковская средняя школа"
Березовского района

 

 

 

Инновация

Инновационный проект

"Внедрение модели формирования предпринимательской культуры

обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ"

Сроки реализации: 2017-2020 г.г.

Руководитель инновационной площадкиЧемерисюк Валерьян Леонидович, директор государственного учреждения образования "Песковская средняя школа" Березовского района.

Проект составил: Чемерисюк Валерьян Леонидович, директор государственного учреждения образования "Песковская средняя школа" Березовского района. 

Научное сопровождение проектаБедулина Галина Фёдоровна, доцент кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета, кандидат социологических наук, доцент. 


Инновационный проект "Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ"  (формат файла.docx - размер 62,3kb)  скачать


КуфэракHandMade

(Ссылка на группу учителей инноваторов в сервисе Vk.com) 


СПРАВКА

об итоговых результатах

реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ»

2017-2020 гг.

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ»

Сроки реализации инновационного проекта: 2017-2020 гг.

 

Общие данные

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Песковская средняя школа» Березовского района

Руководитель инновационного проекта: Валерьян Леонидович Чемерисюк, директор государственного учреждения образования «Песковская средняя школа» Березовского района

Консультант инновационного проекта: Бедулина Галина Федоровна, доцент кафедры экономической социологии Института социально­гуманитарного образования УО «Белорусский государственный эконо­мический университет», кандидат социологических наук, доцент.

Количество участников: 6 педагогических работников, 182 учащихся.

Состав участников инновационного проекта: Чемерисюк Валерьян Леонидович – директор учреждения образования, Вашкевич Людмила Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе, Матяш Инна Васильевна – заместитель директора по учебной работе, Чайковская Нина Константиновна – педагог-организатор, Шуй Ольга Васильевна – учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 9 класса, Волосевич Ирина Алексеевна – учитель истории, классный руководитель 10 класса.

Введение

Одним из важных направлений реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является формирование экономических компетенций современных учащихся, что обусловлено повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики. В разделе 7 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено создание в нашей стране эффективной рациональной системы делового образования, которое направлено на подготовку обучающихся к предпринимательской деятельности и развитию ключевых компетенций.

Основными задачами национальной Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. являются формирование предприимчивости, инициативы, создание условий для успешного саморазвития и самореализации личности обучающегося через привлечение детей и учащейся молодежи к участию в социально значимых бизнес-проектах.

Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности – когнитивной, эмоциональной и волевой – и выражается в совокупности компетенций – общекультурных, профессиональных, личностных.

С 1 сентября 2017 года государственное учреждение образования «Песковская средняя школа» Березовского района приступило к реализации инновационного проекта по теме «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ». Актуальность данного проекта обусловлена тем, что недостаточная подготовленность населения к жизни в условиях рыночных отношений служит препятствием для развития предпринимательства. Отсутствие специальных знаний и навыков ведения бизнеса приводит к тому, что вплоть до настоящего времени в сфере малого и среднего бизнеса занято около 30% трудоспособного населения. Развитие информационных технологий создает возможности для совместного приобретения новых знаний и опыта. Сетевое взаимодействие позволит организовать множественность социальных практик безотносительно к географической привязанности.

Цель проекта: формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях сетевого взаимодействия бизнес-сообществ через внедрение информационных технологий в работу школьной бизнес-компании

Задачи:

  1. Внедрение информационных технологий в работу школьной бизнес-компании через включение в сетевое взаимодействие бизнес-сообществ.
  2. Формирование ключевых компетенций, обучающихся в области предпринимательской культуры.
  3. Способствование формированию навыков делового общения и ра­боты «на конечный результат» через сетевые бизнес-сообщества.
  4. Разработка организационно-методических механизмов реализации модели сетевых бизнес-сообществ через описание, обобщение и трансляцию опыта инновационной деятельности.
  5. Разработка и поддержка новых образовательных инициатив по ос­новам формирования предпринимательской культуры и навыков делового общения обучающихся через внедрение информационных технологий в образовательное пространство учреждения образования.
  6. Внедрение программ факультативных занятий и занятий по инте­ресам, заправленных на формирование и развитие предпринимательских навыков у обучающихся.

Сетевая организация создаст возможности для быстрого обмена информацией и знаниями, будет содействовать развитию креативности и гибкости при сохранении индивидуальности, научит совместной дея­тельности и рефлексии, осмыслению целей, задач и процесса обучения, самостоятельности обучения, будет строиться с учетом конкретных со­циальных условий.

Проект позволит применить современные достижения в области информационных технологий для экономического воспитания обучающихся в обычной школе.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Для осуществления инновационной деятельности в школе имеются необходимые условия: наличие компьютерного класса с выходом в Ин­тернет, оснащенность предметных кабинетов, пришкольный опытный участок, необходимый сельскохозяйственный инвентарь.

Учреждение образования расположено в двухэтажном типовом здании в 25 километрах от города Береза. Размещено в центральной части аг.Пески. В школе обучается 182 ученика из 2 населенных пунктов Песковского сельского совета.

Материально-техническая база состоит из 13 кабинетов, библиотеки, спортивного зала, игровой и спортивной площадок и стадиона.

Информационной базой является кабинет информатики, в котором установлены компьютеры 7+1. В учреждении образования имеются: 2 мультимедийные установки, 9 принтеров, 2 сканера, 16 компьютеров с выходом в интернет в системе Byfly. Территория школы включает в себя 2,9 га, из них участок, площадью 0,9 га, выделяется под посев овощных культур для удешевления питания обучающихся.

Шефствующими предприятиями учреждения образования являются ОАО «Песковское» и Песковское лесничество, потенциал которых может быть задействован в выполнении поставленных задач для успешного развития школьной бизнес-компании.

Учреждение образования имеет одно здание и благоустроенную территорию. К учебным помещениям предъявляются строгие гигиенические и эстетические требования: чистота, порядок, свежий воздух, достаточное освещение, подбор рабочего места для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Школа работает в одну смену. Продолжительность учебной недели – 5 дней и рабочей – 6 дней.

Обучение в школе проходит в небольших по наполнению классах, что дает больше возможностей в осуществлении индивидуализации образования и его направленности на личность. Преимуществом нашей школы является:

– небольшая наполняемость классов (15-20 человек);

– возможность более тесного общения детей и педагогов;

– возможность организовать активную познавательную деятельность как на уроке и при подготовке домашних заданий, так и во внеурочной деятельности;

– возможность постоянного разновозрастного общения детей.

Для качественной реализации проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал:

1. Всего в учреждении образования – 26 педагогов, из них:

– с высшей категорией – 4;

– с 1-ой категорией – 17;

– со 2-ой категорией – 2;

– без категории – 3.

2. Сертифицированные пользователи информационных технологий – 23 педагога, в том числе:

– административная работа – 2,

– учебно-воспитательная работа – 20,

– информационная работа – 1.

         Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Инновационная деятельность в школе осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Приказом Министерства Республики Беларусь от 26.07.2018 г. № 615 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»; Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 № 251, на основании приказа директора об организации инновационной деятельности.

Разработана комплексно-целевая программа инновационной деятельности на 2017-2020 гг., составлены календарные планы инновационной деятельности по годам, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов, участниками проекта ведутся педагогические дневники, предоставляются творческие отчеты в рамках единого методического дня.

Система управления имеет определенную организационную структуру. Общее руководство реализацией инновационного проекта осуществляет руководитель проекта – директор школы. Руководитель творческой группы педагогов – заместитель директора по воспитательной работе, координирует деятельность творческой группы, согласовывает взаимодействие.

В течение трех лет проводилась творческая деятельность педагогов по теме инновации. Всеми участниками проекта составлены индивидуальные планы, определены цели и задачи инновационной деятельности.

Для реализации инновационного проекта создана творческая группа педагогов. Тематика исследований педагогов-инноваторов следующая:

 

ФИО педагога

Должность, категории

Тема исследования

Чемерисюк В.Л.

Директор школы.

Высшая квалификационная категория

Формирование предпринима­тельской культуры обучающих­ся через организацию сетевых бизнес-сообществ и создание школьной бизнес-компании

Вашкевич Л.М.

Заместитель директора по воспитательной работе.

1 квалификационная категория

Методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждении образования

Матяш И.В.

Учитель информатики.

1 квалификационная категория

Формирование навыков сетевого взаимодействия учащихся через изучение основ сетевого общения на уроках информатики

Чайковская Н.К.

Педагог-организатор.

1 квалификационная категория

 

Формирование навыков экономической грамотности у учащихся посредством цикла внеклассных мероприятий «Я познаю финансовый мир»

Шуй О.В.

Учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель. Высшая квалификационная категория

Формирование навыков финан­совой грамотности у учащихся через деятельность объединения по интересам «Пралеска»

Волосевич И.А.

Учитель истории, классный руководитель.

1 квалификационная категория

Формирование навыков финан­совой грамотности у учащихся через изучение факультативно­го курса «Государство и предпринимательская деятельность»

С целью успешного продолжения реализации проекта проведена определенная работа с участниками образовательного процесса, направленная на осознание педагогами, учащимися и их родителями своей роли и ответственности за ход и результат инновационной деятельности.

Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом по работе над инновационным проектом. При проведении учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий деятельность учащихся была направлена на приобретение необходимых коммуникативных знаний по различной тематике и применение их на практике.

За три года реализации проекта классными руководителями 1-11 классов проведена серия информационных и классных часов по темам: «Проверь свою финансовую грамотность», «Я ищу работу», «Юный предприниматель», «Деньги, инфляция, ценовая стабильность», «Насколько вы финансово грамотны», «Как сформировать бюджет», «Знатоки финансовой грамотности», «Первые деньги на Земле», «Поиграем в экономику», «Бережем с умом», «Свой бизнес? Это важно?», «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым» и др.

С целью формирования у учащихся основных положений теории и практики предпринимательской деятельности в учреждении образования были открыты факультативы «Азбука Берегоши», «Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства», «Государство и предпринимательская деятельность», «Профессия моей мечты».

Учащиеся учреждения образования принимали участие в районном этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности, в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества по профориентации «Профессия моей мечты», районном конкурсе «Финансовая грамотность молодежи», районном интеллектуальном конкурсе «Финансовый поединок», занимая призовые места.

На протяжении трех лет в школе организована работа объединений по интересам декоративно-прикладного творчества «Юные мастера», «Веселая мастерская», «Пралеска». На занятиях кружков учащиеся изготавливали сувенирные изделия, которые дарили детям-инвалидам, детям из многодетных семей, ветеранам во время проведения благотворительных акций «В школу с добрым сердцем», «Ветеран живет рядом» и др. Ежегодно проводилась благотворительная выставка-ярмарка «Волшебство рукоделия». Данное мероприятие имеет социально-значимую направленность и ориентировано на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, финансовой грамотности, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Полученные средства от реализации сувенирной продукции были направлены на приобретение канцелярских товаров для участия в республиканской акции «Чудеса на Рождество», «В школу с добрым сердцем». Наиболее продуктивной была работа объединения по интересам «Пралеска» (педагог дополнительного образования Шуй О.В.).

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ» были созданы различные сообщества: бизнес-компания «Пралеска», дистанционный обучающий фотоцентр «Учись и делай сам», где представлены фотоколлажи изготовления сувениров, видеосалон «Minimaster рукоделия» с записями видео мастер-классов, а также проведены мастер-классы для отдыхающих оздоровительного центра «Энергия» в г.Белоозерске, для участников заседания методического объединения учителей обслуживающего труда Березовского района.

Еще на начальном этапе реализации проекта проведенное анкетирование и соцопрос показали, что наиболее популярной сетью среди обучающихся является крупнейшая социальная сеть «Вконтакте», поэтому педагогами-инноваторами было принято решение объединить учащихся школы в группу «Сувенірны Куфэрак HandMade». Благодаря созданной яркой рекламе учащиеся не только вступили в группу, но и приняли активное участие в реализации данного проекта. Это дало возможность подросткам проводить время в социальной сети с пользой: каждый учащийся школы мог предложить свой сувенир для рекламы и продажи.

Традиционно в учреждении образования на пришкольном участке выращивается овощная продукция. В течение последних лет благодаря сотрудничеству с ОАО «Песковское» (выделение техники для вспашки и внесения органических удобрений) и заинтересованности учащихся появилась возможность реализовывать излишки овощей населению. С 2018 года началось активное внедрение в практику проекта «Использование сидеральных культур для повышения плодородия пришкольного учебно-опытного участка». В перспективе летом 2020 года планируется принять участие в реализации инициативы «Создание и Развитие Центра Поддержки Агро-Эко-Предпринимательства» в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

  1. В марте 2019 г. ГУО «Песковская средняя школа» приняло участие в районном конкурсе «Молодой учитель Брестчины».
  2. По итогам отчетного периода было опубликовано 2 публикации: тезисы доклада на конференции и статья в учебном пособии.
  3. Педагоги-инноваторы ГУО «Песковская средняя школа» приняли участие в проекте «Сезонная школа для сельских педагогов по внедрению зарубежного опыта на основе программы 4-Н», которая проходила на базе агроусадьбы «Верес» Зельвенского района Гродненской области 30 октября -1 ноября 2018 г. и объединяла педагогов-инноваторов учреждений общего среднего образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ». В рамках школы педагог-инноватор Новик Т.В. приняла участие в мастер-классах фермеров и предпринимателей агроусадьбы «Верес», студентов Белорусского государственного экономического университета.
  4. Педагоги-инноваторы Новик Т.В. и Волосевич И.А. приняли участие в Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные подходы к формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде» на базе Белорусского экономического университета. Педагоги-инноваторы приняли участие в круглом столе «Вовлечение педагогов в разработку эффективных форм работы по формированию деловой активности и предпринимательских компетенций обучающихся», на котором было обсуждено взаимодействие университетов и школ, внедрение элементов студенческого бизнес-тьюторства. Все участники круглого стола выразили единодушное мнение, что студенческое тьюторство дало членам ученических бизнес-компаний возможность консультационной помощи по поиску предпринимательской идеи, проектированию социально-деловых стартапов. Результаты проведенных тренингов членами студенческого клуба «Бизнес-тьютор», показали эффективность студенческого наставничества по формированию предпринимательских компетенций школьников, которое помогает сформировать у участников ученических бизнес-компаний представления о закономерностях развития предпринимательства, освоить навыки ведения социально ответственной предпринимательской деятельности. По результатам конференции опубликована статья:

Новик Т.В. Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ /Т.В.Новик// Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием, г. Минск, 13-14 декабря 2018 г. / ред. кол. Лаптенка А.С.; Институт социально–гуманитарного образования БГЭУ. – Минск: РИВШ, 2019. – 380 с.– С.254-259–С.305-307–С.247-250.

  1. Коллектив педагогов-инноваторов принял участие в XVIII Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (далее – выставка), которая проводится в рамках Года малой родины. Педагоги-инноваторы Вашкевич Л.М., Новик Т.В. подготовили материалы из опыта работы для пособия:

Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019.–362 с.

В разделе пособия 2.12. Из лучших практик педагогов-инноваторов государственного учреждения образования «Песковская средняя школа» Березовского района Брестской области опубликованы материалы педагогов- инноваторов:

Вашкевич Л.М., Новик Т.В. Сценарная разработка новогодней благотворительной выставки-ярмарки «Волшебство рукоделия» /Л.М. Вашкевич, Т.В.Новик //Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019. – 362 с.– С.220-229.

Заключение

Опыт работы в течение третьего года реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ» позволяет сделать следующие выводы:

  1. Результаты инновационной работы за 2019/2020 учебный год соответствуют поставленной цели и задачам инновационного проекта, согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями, что свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию в деятельности учреждения образования системы по формированию предпринимательской культуры обучающихся в условиях сетевого взаимодействия через бизнес-сообщества.
  2. Продолжена работа школьной бизнес-компании «Пралеска».
  3. Обобщен локальный опыт эффективных практик педагогов, который будет использоваться в реализации инновационного проекта.

Вместе с тем в ходе реализации заключительного этапа следует выделить нерешенные проблемы и трудности:

1.Недостаточная информационная, нормативно-правовая и методическая база по вопросам молодежного предпринимательства затрудняют процесс инновационной деятельности.

2.Имеются трудности в организации работы бизнес-компании, созданной на базе сельского учреждения образования (финансовое и методическое сопровождение).

Основные направления дальнейшей работы:

  1. Развитие взаимодействия с учреждениями образования, входящими в сообщество для участников инновационного проекта «Предприниматель РRО100».
  2. Включение школьной бизнес-компании «Пралеска» в реализацию инициативы «Создание и Развитие Центра Поддержки Агро-Эко-Предпринимательства» в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».
  3. Развитие сотрудничества с предпринимательскими структурами региона.
  4. Активизация профориентационной работы с учащимися учреждения образования.

Пособие «Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019. – 362 с», в котором опубликовано 27 разработок педагогов-инноваторов, получило Диплом 1-й степени по результатам XVIII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи. Материалы пособия получили поддержку педагогов-практиков и размещены на сайте Академии последипломного образования для внедрения в массовой практике для использования в образовательном процессе учреждений общего среднего образования республики.

Таким образом, результаты реализации инновационного проекта подтвердили свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность. Их значимость для системы образования Республики Беларусь состоит в разработке и апробации наиболее эффективных форм работы педагогов по данному направлению, которые могут быть внедрены в практику для использования в образовательном процессе учреждений образования.Анализ и апробация разработанной модели указывает на необходимость продолжения разработки эффективных форм практической реализации процессов формирования предпринимательской культуры обучающихся через сетевые сообщества. 

 

 



                                       

 

телефон:+375164353238, электронная почта:peski@berezaroo.brest.by, регистрационное свидетельство:290508982

 

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. (Сухомлинский В. А.)