СПРАВКА
об итоговых результатах
реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ»
2017-2020 гг.
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ»
Сроки реализации инновационного проекта: 2017-2020 гг.
Общие данные
Учреждение образования: государственное учреждение образования «Песковская средняя школа» Березовского района
Руководитель инновационного проекта: Валерьян Леонидович Чемерисюк, директор государственного учреждения образования «Песковская средняя школа» Березовского района
Консультант инновационного проекта: Бедулина Галина Федоровна, доцент кафедры экономической социологии Института социальногуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, доцент.
Количество участников: 6 педагогических работников, 182 учащихся.
Состав участников инновационного проекта: Чемерисюк Валерьян Леонидович – директор учреждения образования, Вашкевич Людмила Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе, Матяш Инна Васильевна – заместитель директора по учебной работе, Чайковская Нина Константиновна – педагог-организатор, Шуй Ольга Васильевна – учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 9 класса, Волосевич Ирина Алексеевна – учитель истории, классный руководитель 10 класса.
Введение
Одним из важных направлений реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является формирование экономических компетенций современных учащихся, что обусловлено повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики. В разделе 7 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено создание в нашей стране эффективной рациональной системы делового образования, которое направлено на подготовку обучающихся к предпринимательской деятельности и развитию ключевых компетенций.
Основными задачами национальной Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. являются формирование предприимчивости, инициативы, создание условий для успешного саморазвития и самореализации личности обучающегося через привлечение детей и учащейся молодежи к участию в социально значимых бизнес-проектах.
Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности – когнитивной, эмоциональной и волевой – и выражается в совокупности компетенций – общекультурных, профессиональных, личностных.
С 1 сентября 2017 года государственное учреждение образования «Песковская средняя школа» Березовского района приступило к реализации инновационного проекта по теме «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ». Актуальность данного проекта обусловлена тем, что недостаточная подготовленность населения к жизни в условиях рыночных отношений служит препятствием для развития предпринимательства. Отсутствие специальных знаний и навыков ведения бизнеса приводит к тому, что вплоть до настоящего времени в сфере малого и среднего бизнеса занято около 30% трудоспособного населения. Развитие информационных технологий создает возможности для совместного приобретения новых знаний и опыта. Сетевое взаимодействие позволит организовать множественность социальных практик безотносительно к географической привязанности.
Цель проекта: формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях сетевого взаимодействия бизнес-сообществ через внедрение информационных технологий в работу школьной бизнес-компании
Задачи:
- Внедрение информационных технологий в работу школьной бизнес-компании через включение в сетевое взаимодействие бизнес-сообществ.
- Формирование ключевых компетенций, обучающихся в области предпринимательской культуры.
- Способствование формированию навыков делового общения и работы «на конечный результат» через сетевые бизнес-сообщества.
- Разработка организационно-методических механизмов реализации модели сетевых бизнес-сообществ через описание, обобщение и трансляцию опыта инновационной деятельности.
- Разработка и поддержка новых образовательных инициатив по основам формирования предпринимательской культуры и навыков делового общения обучающихся через внедрение информационных технологий в образовательное пространство учреждения образования.
- Внедрение программ факультативных занятий и занятий по интересам, заправленных на формирование и развитие предпринимательских навыков у обучающихся.
Сетевая организация создаст возможности для быстрого обмена информацией и знаниями, будет содействовать развитию креативности и гибкости при сохранении индивидуальности, научит совместной деятельности и рефлексии, осмыслению целей, задач и процесса обучения, самостоятельности обучения, будет строиться с учетом конкретных социальных условий.
Проект позволит применить современные достижения в области информационных технологий для экономического воспитания обучающихся в обычной школе.
Эффективность условий реализации инновационного проекта
Для осуществления инновационной деятельности в школе имеются необходимые условия: наличие компьютерного класса с выходом в Интернет, оснащенность предметных кабинетов, пришкольный опытный участок, необходимый сельскохозяйственный инвентарь.
Учреждение образования расположено в двухэтажном типовом здании в 25 километрах от города Береза. Размещено в центральной части аг.Пески. В школе обучается 182 ученика из 2 населенных пунктов Песковского сельского совета.
Материально-техническая база состоит из 13 кабинетов, библиотеки, спортивного зала, игровой и спортивной площадок и стадиона.
Информационной базой является кабинет информатики, в котором установлены компьютеры 7+1. В учреждении образования имеются: 2 мультимедийные установки, 9 принтеров, 2 сканера, 16 компьютеров с выходом в интернет в системе Byfly. Территория школы включает в себя 2,9 га, из них участок, площадью 0,9 га, выделяется под посев овощных культур для удешевления питания обучающихся.
Шефствующими предприятиями учреждения образования являются ОАО «Песковское» и Песковское лесничество, потенциал которых может быть задействован в выполнении поставленных задач для успешного развития школьной бизнес-компании.
Учреждение образования имеет одно здание и благоустроенную территорию. К учебным помещениям предъявляются строгие гигиенические и эстетические требования: чистота, порядок, свежий воздух, достаточное освещение, подбор рабочего места для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Школа работает в одну смену. Продолжительность учебной недели – 5 дней и рабочей – 6 дней.
Обучение в школе проходит в небольших по наполнению классах, что дает больше возможностей в осуществлении индивидуализации образования и его направленности на личность. Преимуществом нашей школы является:
– небольшая наполняемость классов (15-20 человек);
– возможность более тесного общения детей и педагогов;
– возможность организовать активную познавательную деятельность как на уроке и при подготовке домашних заданий, так и во внеурочной деятельности;
– возможность постоянного разновозрастного общения детей.
Для качественной реализации проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал:
1. Всего в учреждении образования – 26 педагогов, из них:
– с высшей категорией – 4;
– с 1-ой категорией – 17;
– со 2-ой категорией – 2;
– без категории – 3.
2. Сертифицированные пользователи информационных технологий – 23 педагога, в том числе:
– административная работа – 2,
– учебно-воспитательная работа – 20,
– информационная работа – 1.
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
Инновационная деятельность в школе осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Приказом Министерства Республики Беларусь от 26.07.2018 г. № 615 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»; Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 № 251, на основании приказа директора об организации инновационной деятельности.
Разработана комплексно-целевая программа инновационной деятельности на 2017-2020 гг., составлены календарные планы инновационной деятельности по годам, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов, участниками проекта ведутся педагогические дневники, предоставляются творческие отчеты в рамках единого методического дня.
Система управления имеет определенную организационную структуру. Общее руководство реализацией инновационного проекта осуществляет руководитель проекта – директор школы. Руководитель творческой группы педагогов – заместитель директора по воспитательной работе, координирует деятельность творческой группы, согласовывает взаимодействие.
В течение трех лет проводилась творческая деятельность педагогов по теме инновации. Всеми участниками проекта составлены индивидуальные планы, определены цели и задачи инновационной деятельности.
Для реализации инновационного проекта создана творческая группа педагогов. Тематика исследований педагогов-инноваторов следующая:
ФИО педагога
|
Должность, категории
|
Тема исследования
|
Чемерисюк В.Л.
|
Директор школы.
Высшая квалификационная категория
|
Формирование предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ и создание школьной бизнес-компании
|
Вашкевич Л.М.
|
Заместитель директора по воспитательной работе.
1 квалификационная категория
|
Методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждении образования
|
Матяш И.В.
|
Учитель информатики.
1 квалификационная категория
|
Формирование навыков сетевого взаимодействия учащихся через изучение основ сетевого общения на уроках информатики
|
Чайковская Н.К.
|
Педагог-организатор.
1 квалификационная категория
|
Формирование навыков экономической грамотности у учащихся посредством цикла внеклассных мероприятий «Я познаю финансовый мир»
|
Шуй О.В.
|
Учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель. Высшая квалификационная категория
|
Формирование навыков финансовой грамотности у учащихся через деятельность объединения по интересам «Пралеска»
|
Волосевич И.А.
|
Учитель истории, классный руководитель.
1 квалификационная категория
|
Формирование навыков финансовой грамотности у учащихся через изучение факультативного курса «Государство и предпринимательская деятельность»
|
С целью успешного продолжения реализации проекта проведена определенная работа с участниками образовательного процесса, направленная на осознание педагогами, учащимися и их родителями своей роли и ответственности за ход и результат инновационной деятельности.
Все мероприятия проходили в соответствии с календарным планом по работе над инновационным проектом. При проведении учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий деятельность учащихся была направлена на приобретение необходимых коммуникативных знаний по различной тематике и применение их на практике.
За три года реализации проекта классными руководителями 1-11 классов проведена серия информационных и классных часов по темам: «Проверь свою финансовую грамотность», «Я ищу работу», «Юный предприниматель», «Деньги, инфляция, ценовая стабильность», «Насколько вы финансово грамотны», «Как сформировать бюджет», «Знатоки финансовой грамотности», «Первые деньги на Земле», «Поиграем в экономику», «Бережем с умом», «Свой бизнес? Это важно?», «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым» и др.
С целью формирования у учащихся основных положений теории и практики предпринимательской деятельности в учреждении образования были открыты факультативы «Азбука Берегоши», «Основы экономических знаний», «Основы предпринимательства», «Государство и предпринимательская деятельность», «Профессия моей мечты».
Учащиеся учреждения образования принимали участие в районном этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности, в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества по профориентации «Профессия моей мечты», районном конкурсе «Финансовая грамотность молодежи», районном интеллектуальном конкурсе «Финансовый поединок», занимая призовые места.
На протяжении трех лет в школе организована работа объединений по интересам декоративно-прикладного творчества «Юные мастера», «Веселая мастерская», «Пралеска». На занятиях кружков учащиеся изготавливали сувенирные изделия, которые дарили детям-инвалидам, детям из многодетных семей, ветеранам во время проведения благотворительных акций «В школу с добрым сердцем», «Ветеран живет рядом» и др. Ежегодно проводилась благотворительная выставка-ярмарка «Волшебство рукоделия». Данное мероприятие имеет социально-значимую направленность и ориентировано на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, финансовой грамотности, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Полученные средства от реализации сувенирной продукции были направлены на приобретение канцелярских товаров для участия в республиканской акции «Чудеса на Рождество», «В школу с добрым сердцем». Наиболее продуктивной была работа объединения по интересам «Пралеска» (педагог дополнительного образования Шуй О.В.).
В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ» были созданы различные сообщества: бизнес-компания «Пралеска», дистанционный обучающий фотоцентр «Учись и делай сам», где представлены фотоколлажи изготовления сувениров, видеосалон «Minimaster рукоделия» с записями видео мастер-классов, а также проведены мастер-классы для отдыхающих оздоровительного центра «Энергия» в г.Белоозерске, для участников заседания методического объединения учителей обслуживающего труда Березовского района.
Еще на начальном этапе реализации проекта проведенное анкетирование и соцопрос показали, что наиболее популярной сетью среди обучающихся является крупнейшая социальная сеть «Вконтакте», поэтому педагогами-инноваторами было принято решение объединить учащихся школы в группу «Сувенірны Куфэрак HandMade». Благодаря созданной яркой рекламе учащиеся не только вступили в группу, но и приняли активное участие в реализации данного проекта. Это дало возможность подросткам проводить время в социальной сети с пользой: каждый учащийся школы мог предложить свой сувенир для рекламы и продажи.
Традиционно в учреждении образования на пришкольном участке выращивается овощная продукция. В течение последних лет благодаря сотрудничеству с ОАО «Песковское» (выделение техники для вспашки и внесения органических удобрений) и заинтересованности учащихся появилась возможность реализовывать излишки овощей населению. С 2018 года началось активное внедрение в практику проекта «Использование сидеральных культур для повышения плодородия пришкольного учебно-опытного участка». В перспективе летом 2020 года планируется принять участие в реализации инициативы «Создание и Развитие Центра Поддержки Агро-Эко-Предпринимательства» в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».
Демонстрация и трансляция инновационного опыта
- В марте 2019 г. ГУО «Песковская средняя школа» приняло участие в районном конкурсе «Молодой учитель Брестчины».
- По итогам отчетного периода было опубликовано 2 публикации: тезисы доклада на конференции и статья в учебном пособии.
- Педагоги-инноваторы ГУО «Песковская средняя школа» приняли участие в проекте «Сезонная школа для сельских педагогов по внедрению зарубежного опыта на основе программы 4-Н», которая проходила на базе агроусадьбы «Верес» Зельвенского района Гродненской области 30 октября -1 ноября 2018 г. и объединяла педагогов-инноваторов учреждений общего среднего образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ». В рамках школы педагог-инноватор Новик Т.В. приняла участие в мастер-классах фермеров и предпринимателей агроусадьбы «Верес», студентов Белорусского государственного экономического университета.
- Педагоги-инноваторы Новик Т.В. и Волосевич И.А. приняли участие в Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные подходы к формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде» на базе Белорусского экономического университета. Педагоги-инноваторы приняли участие в круглом столе «Вовлечение педагогов в разработку эффективных форм работы по формированию деловой активности и предпринимательских компетенций обучающихся», на котором было обсуждено взаимодействие университетов и школ, внедрение элементов студенческого бизнес-тьюторства. Все участники круглого стола выразили единодушное мнение, что студенческое тьюторство дало членам ученических бизнес-компаний возможность консультационной помощи по поиску предпринимательской идеи, проектированию социально-деловых стартапов. Результаты проведенных тренингов членами студенческого клуба «Бизнес-тьютор», показали эффективность студенческого наставничества по формированию предпринимательских компетенций школьников, которое помогает сформировать у участников ученических бизнес-компаний представления о закономерностях развития предпринимательства, освоить навыки ведения социально ответственной предпринимательской деятельности. По результатам конференции опубликована статья:
Новик Т.В. Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ /Т.В.Новик// Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием, г. Минск, 13-14 декабря 2018 г. / ред. кол. Лаптенка А.С.; Институт социально–гуманитарного образования БГЭУ. – Минск: РИВШ, 2019. – 380 с.– С.254-259–С.305-307–С.247-250.
- Коллектив педагогов-инноваторов принял участие в XVIII Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (далее – выставка), которая проводится в рамках Года малой родины. Педагоги-инноваторы Вашкевич Л.М., Новик Т.В. подготовили материалы из опыта работы для пособия:
Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019.–362 с.
В разделе пособия 2.12. Из лучших практик педагогов-инноваторов государственного учреждения образования «Песковская средняя школа» Березовского района Брестской области опубликованы материалы педагогов- инноваторов:
Вашкевич Л.М., Новик Т.В. Сценарная разработка новогодней благотворительной выставки-ярмарки «Волшебство рукоделия» /Л.М. Вашкевич, Т.В.Новик //Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019. – 362 с.– С.220-229.
Заключение
Опыт работы в течение третьего года реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ» позволяет сделать следующие выводы:
- Результаты инновационной работы за 2019/2020 учебный год соответствуют поставленной цели и задачам инновационного проекта, согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями, что свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию в деятельности учреждения образования системы по формированию предпринимательской культуры обучающихся в условиях сетевого взаимодействия через бизнес-сообщества.
- Продолжена работа школьной бизнес-компании «Пралеска».
- Обобщен локальный опыт эффективных практик педагогов, который будет использоваться в реализации инновационного проекта.
Вместе с тем в ходе реализации заключительного этапа следует выделить нерешенные проблемы и трудности:
1.Недостаточная информационная, нормативно-правовая и методическая база по вопросам молодежного предпринимательства затрудняют процесс инновационной деятельности.
2.Имеются трудности в организации работы бизнес-компании, созданной на базе сельского учреждения образования (финансовое и методическое сопровождение).
Основные направления дальнейшей работы:
- Развитие взаимодействия с учреждениями образования, входящими в сообщество для участников инновационного проекта «Предприниматель РRО100».
- Включение школьной бизнес-компании «Пралеска» в реализацию инициативы «Создание и Развитие Центра Поддержки Агро-Эко-Предпринимательства» в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».
- Развитие сотрудничества с предпринимательскими структурами региона.
- Активизация профориентационной работы с учащимися учреждения образования.
Пособие «Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019. – 362 с», в котором опубликовано 27 разработок педагогов-инноваторов, получило Диплом 1-й степени по результатам XVIII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи. Материалы пособия получили поддержку педагогов-практиков и размещены на сайте Академии последипломного образования для внедрения в массовой практике для использования в образовательном процессе учреждений общего среднего образования республики.
Таким образом, результаты реализации инновационного проекта подтвердили свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность. Их значимость для системы образования Республики Беларусь состоит в разработке и апробации наиболее эффективных форм работы педагогов по данному направлению, которые могут быть внедрены в практику для использования в образовательном процессе учреждений образования.Анализ и апробация разработанной модели указывает на необходимость продолжения разработки эффективных форм практической реализации процессов формирования предпринимательской культуры обучающихся через сетевые сообщества.