РусскийБеларускi
Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Березовского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Песковская средняя школа"
Березовского района

 

 

 

Воспитание вежливости

Воспитание вежливости

Вежливый ребенок - мечта каждого родителя. Между тем сами взрослые нередко забывают о соблюдении правил этикета. Наиболее простой путь воспитания вежливости - личный пример и вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий педагогов и родителей в этом направлении, создание соответствующих условий в детском саду и дома будет способствовать тому, чтобы дети росли культурными и доброжелательными людьми.

Современный ритм жизни, к сожалению, не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. Не соблюдая правил этикета, родители зачастую требуют этого от детей. Нередко можно услышать, как мама или папа в приказном тоне говорит сыну или дочери: "Поздоровайся! ", "Извинись! В воспитании вежливости важным является личный пример родителей. Например, ситуации, когда ребенок наблюдает, как родители пренебрежительно отзываются о знакомых ему людях, а утром приветливо с ними здороваются, будут способствовать формированию у дошкольника двойных стандартов поведения. Если же каждый день взрослые в семье здороваются друг с другом легко и непринужденно, то со временем ребенок начнет делать так же, и это становится для него нормой.

В качестве эффективного метода воспитания вежливости можно использовать игровые ситуации, в которых любимые игрушки говорят друг другу слова вежливости. Не менее важно читать детям сказки, рассказы, в которых герои проявляют вежливость по отношению друг к другу. Эти простые методические приемы могут использовать родители в повседневной жизни.

Вежливость - это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия. С. Джонсон

Вежливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнка окружало как можно больше доброго и красивого. Но умение различать добро и зло не дается с рождения. В процессе ежедневной кропотливой работы взрослые на своем примере должны воспитывать у детей стремление быть добрыми, вежливыми и порядочными.

Но зачастую, к сожалению, бывает иначе. Например, когда раздраженные родители с криками, а то и со шлепками, ведут малышей в детский сад, не смущаясь, что вокруг люди. А вечером они же уставшие спешат домой и, приходя за ребенком, забывают поинтересоваться у него, как прошел день, чем он занимался. Становится очевидным, что нужна целенаправленная работа по этическому воспитанию и родителей, и детей. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах: в транспорте, на улице, в библиотеке, в разных ситуациях общения: со знакомыми и незнакомыми людьми. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств: правдивости, честности, скромности. Важной задачей воспитания поведения детей является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотношения являются комплексом взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них это - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в ученическом коллективе, культуры общения, организованного поведения. Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Для того чтобы понять в чем же проблема сначала выделим определение «Вежливый».

«Вежливый» в словаре П.И Ожегова - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

«Вежливый» в словаре русских синонимов - внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский.

 



                                       

 

телефон:+375164353238, электронная почта:peski@berezaroo.brest.by, регистрационное свидетельство:290508982

 

Уча других, мы учимся сами. (Сенека)