Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
По вопросам работы "Родительского университета" можно обращаться к Синяк Елене Васильевне, заместителю директора по воспитательной работе, тел. 80164353267, электронная почта: peski@berezaroo.brest.by.
О реализации проекта «Родительский университет»
|
|
|
В целях создания условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье и в соответствии с Инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году», «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Продолжить реализацию на базе государственного учреждения образования «Песковская средняя школа» Березовского района проекта «Родительский университет».
2. Ответственность за организацию и работу проекта «Родительский университет» возложить на Синяк Е.В., заместителя директора по воспитательной работе.
3. Ответственность за организацию работы по направлениям проекта «Родительский университет» возложить на:
- Чайковскую Н.К., педагога социального, – кафедра правовых знаний;
- Трутько Е.Н., классного руководителя, – кафедра возрастной и семейной психологии;
- Савеню Д.Н., классного руководителя, – кафедра педагогических знаний;
- Волосевич И.А., классного руководителя, – кафедра конструктивного взаимодействия.
4. Войтович Н.В., секретарю, размещать информацию на официальном интернет-сайте учреждения образования во вкладке «Родительский университет» для интерактивного общения целевой аудитории с учетом возможностей интернет-сайта.
Срок исполнения: по факту проведения сессий.
5. Классным руководителям 1-11 классов провести анкетирование родителей с целью выявления затруднений и проблем семейного воспитания; обработать полученные данные и передать заместителю директора по воспитательной работе для определения тематики занятий в университете.
Срок исполнения: до 31.08.2024.
6. Синяк Е.В., заместителю директора по воспитательной работе, совместно с «руководителями кафедр» и классными руководителями подготовить План работы над проектом «Родительский университет».
Срок исполнения: до 02.09.2024.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на Синяк Е.В, заместителя директора по воспитательной работе.
Директор школы C.Н.Дайнеко
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
Ι ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
- Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Песковская средняя школа » Березовского района.
- Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
- Основные задачи, решаемые в рамках университета:
- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;
- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;
- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.
- В своей работе университет руководствуется:
- Кодексом Республики Беларусь об образовании;
- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;
- настоящим Положением;
- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.
- Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
- Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета).
- В состав университета входят 4 кафедры:
- Кафедра правовых знаний;
- Кафедра возрастной и семейной психологии;
- Кафедра педагогики;
- Кафедра конструктивного взаимодействия.
- Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.
- На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет педагог, которому данная функция вменена приказом директора школы.
II ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА
- Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
- Учебный год в университете начинается с 16 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:
1-я сессия – октябрь-ноябрь;
2-я сессия – декабрь-январь;
3-я сессия – февраль-март;
4-я сессия – апрель-май.
- Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
- К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
- Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
- Обучение родителей организуется в по циклам:
- I цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,
- II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,
- III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.
- Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
- Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:
- I Основы правовых знаний,
- II Основы возрастной и семейной психологии;
- III Основы педагогических знаний;
- IV Основы конструктивного взаимодействия.
Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.
- Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо професиональной или прикладной деятельности.
- При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
- Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.
- По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.
III УЧАСТНИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
ИХ ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
- Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
- Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
IV ДОКУМЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА
- В университете предусмотрено наличие следующих документов:
- Копия приказа об организации родительского университета;
- Положение о родительском университете;
- План работы родительского университета;
- Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);
- Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.
План работы Родительского университета
на 2024/2025 учебный год
№ п/п
|
Темы занятий
|
Кафедра
|
Ответственные
|
Участники
|
Время проведения
|
Место проведения
|
1 сессия Родительского университета 18.10.2024
|
|
Занятие с элементами тренинга «Адаптация ребенка в новом коллективе. Ребенок среди сверстников»
|
Кафедра конструктивного взаимодействия
|
Толстяк Р.В., классный руководитель 1 кл.
|
Родители
учащихся
1-4
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№6
|
|
Круглый стол «Профилактика проблемного поведения подростков. Профилактика правонарушений»
|
Кафедра правовых знаний
|
Чайковская Н.К., педагог социальный
|
Родители
учащихся
9-11
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№25
|
|
Мини-лекция «Безопасность учащихся в сети Интернет. Ребенок и компьютер»
|
Кафедра педагогики
|
Синяк Е.В.,
заместитель директора по ВР
|
Родители
учащихся
5-8
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№12
|
|
Педагогическая гостиная «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи»
|
Кафедра возрастной и семейной психологии
|
Церкович Ж.В., кл. руководитель 11 кл.
|
Родители
учащихся
1-11
классов
|
19.00-19.30
|
Каб.№28
|
2 сессия Родительского университета 13.12.2024
|
|
Семинар «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка»
|
Кафедра возрастной и семейной психологии
|
Мостыка О.В.,
классный руководитель 5 кл.
|
Родители
учащихся
5-8
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№15
|
|
Педагогическая мастерская «Значение школьной отметки в жизни ребенка»
|
Кафедра педагогики
|
Савко Т.В.,
классный руководитель
3 кл.
|
Родители
учащихся
1-4
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№11
|
|
Дискуссия «Осторожно: суицид! Мотивы суицидального поведения у подростков»
|
Кафедра правовых знаний
|
Чайковская Н.К., педагог социальный
|
Родители
учащихся
9-11
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№25
|
|
Круглый стол «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи»
|
Кафедра конструктивного взаимодействия
|
Синяк Е.В., заместитель директора по ВР
|
Родители
учащихся
1-11
классов
|
19.00-19.45
|
Каб.№12
|
3 сессия Родительского университета 14.03.2025
|
|
Занятие в рамках «этикет-кафе» «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Насилие и безопасность наших детей»
|
Кафедра правовых знаний
|
Чайковская Н.К., педагог социальный
|
Родители
учащихся
9-11
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№25
|
|
Собрание-практикум «Главные правила здорового образа жизни и как противостоять вредным привычкам»
|
Кафедра педагогики
|
Савко Д.И.,
классный руководитель
2 кл.
|
Родители
учащихся
1-4
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№14
|
|
Групповая консультация «Агрессия, ее причины и последствия»
|
Кафедра возрастной и семейной психологии
|
Мостыка В.А.,
классный руководитель 6 кл.
|
Родители
учащихся
5-8
классов
|
18.00-18.45
|
Каб.№22
|
|
Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей.»
|
Кафедра конструктивного взаимодействия
|
Синяк Е.В.,
заместитель директора по ВР
|
Родители
учащихся
1-11
классов
|
19.00-19.45
|
Каб.№12
|
4 сессия Родительского университета 21.05.2025
|
|
Семинар-практикум «Причины и последствия детской и подростковой агрессии и пути коррекции в семье»
|
Кафедра конструктивного взаимодействия
|
Синяк Е.В.,
заместитель директора по ВР
|
Родители
учащихся
1-11
классов
|
19.00-19.45
|
Каб. №12
|
|
Беседа-обучение «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка»
|
Кафедра возрастной и семейной психологии
|
Савко Т.В.,
библиотекарь
|
Родители
учащихся
1-4
классов
|
18.00-18.45
|
Каб. №15
|
|
Круглый стол «Трудовое воспитание детей в семье»
|
Кафедра правовых знаний
|
Волосевич И.А.,
руководитель ВПВ
|
Родители
учащихся
5-8
классов
|
18.00-18.45
|
Каб. №15
|
Уважаемые родители!
Для совершенствования работы "Родительского университета" предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты.