РусскийБеларускi
Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Березовского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Песковская средняя школа"
Березовского района

 

 

 

Советы родителям

 ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ

БУЛЛИНГ - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально.

подробнее.../свернуть

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУЛЛИНГА:

  • регулярная повторяемость на протяжении времени;
  • субъекты взаимодействия («обидчик» и «жертва»), как правило, являются представителями одной и той же социальной группы.  

 

ФОРМЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА 

Физические проявления травли: удары, пинки, тычки и пр.

Вербальное воздействие: издевки, высмеивание, сплетни

Третий вариант травли – изоляция

 

СЦЕНАРИЙ ПРОВОКАЦИИ

1 способ.

Совершить некое действие в отношении другого с целью вызвать его реакцию, которую затем можно использовать в своих интересах. Началом, как правило, служит обвинение в чем-либо, совершенном ранее или совершаемом в настоящий момент.

2 способ.

Негативные высказывания, указывающие на недостатки жертвы, — к примеру, в суждениях, внешности или одежде.

3 способ.

Вызвать у человека недовольство — скажем, оказывая на него физическое воздействие или препятствуя его деятельности, а затем использовать его реакцию.

 

Суть в том, чтобы найти повод для обвинения. В любом случае человек ставится в ситуацию, когда он вынужден реагировать. Если жертва останется пассивной, то будет обвинена в нежелании отвечать. Если жертва ответит, то смысл ответа будет передернут и объявлен хамством или ложью.

 

 

КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА:

- Пугливые, чувствительные, замкнутые;

- Тревожные, не уверенные в себе;

- Склонные к депрессии;

- Не имеющие даже одного близкого друга;

- Мальчики, физически более слабые, чем их ровесники.

- Страдающие от одиночества;

- Из социально-неблагополучных семей;

- Подвергаемые физическим насилиям дома;

- Не считающие себя значимой частью своего детского коллектива;

- Любимчики учителей; ябеды; воображалы…

- Как правило, это дети, поведение которых вызывает раздражение у одноклассников и учителей из-за их: гиперактивности и повышенной возбудимости; плохой успеваемости.

 

  

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ, СТАВШЕМУ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

- Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним.

- Убедиться, что Ваш ребенок стал действительно жертвой школьного буллинга. Сообщить об этом учителю и школьному психологу.

-Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.

- Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.

- При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.

- При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам.

 

Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек!!!

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ  С РЕБЁНКОМ  ЗАЧИНЩИКОМ  ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ

- Понять причину – почему он стал насильником.

- Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.

 - Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.

- Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.

 - Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями.

 


 Защитите своего ребенка от табака! (памятка родителям)

Подростковое курение – распространённая проблема в современном мире. В масштабах планеты, курит каждый пятый подросток в возрасте 13-15-ти лет, 8 из каждых 10-ти подростков, имевших опыт курения, не в состоянии отказаться от этой привычки.

Кто-то приходит к нему из-за проблем внутри семьи, другие пытаются подражать взрослым, многие дымят просто за компанию, чтобы не выделяться среди своих. Девочки часто начинают курить не только по вышеперечисленным причинам, но и для того, чтобы понравиться парню или казаться модной.

подробнее.../свернуть

Подростковое курение – распространённая проблема в современном мире. В масштабах планеты, курит каждый пятый подросток в возрасте 13-15-ти лет, 8 из каждых 10-ти подростков, имевших опыт курения, не в состоянии отказаться от этой привычки.

Кто-то приходит к нему из-за проблем внутри семьи, другие пытаются подражать взрослым, многие дымят просто за компанию, чтобы не выделяться среди своих. Девочки часто начинают курить не только по вышеперечисленным причинам, но и для того, чтобы понравиться парню или казаться модной.

Чем раньше подросток начинает курить, тем быстрее развивается у него никотиновая зависимость. Этому способствуют особенности, которые сопровождают подростковое табакокурение. Дети обычно курят тайком, они торопятся, боясь быть застигнутыми за этим занятием родителями или учителями. Перерывы между затяжками короткие, а при быстром сгорании табака в дым попадает в 2 раза больше никотина, чем при медленном. У детей нет возможности покупать качественные сигареты с фильтром, а значит в их организм попадает гораздо больше вредных веществ. Недостаток денег приводит к тому, что подросток экономит сигареты, докуривает их до конца, иногда курит даже окурки, то есть ту часть табачного изделия, где сосредоточено максимальное количество токсичных веществ. Скрывая от близких пагубную привычку, подросток находится постоянно в нервном напряжении. Курение превращается в хронический стресс, который усугубляется нехваткой кислорода, быстрой физической утомляемостью подростка-курильщика.

Подростки в силу своей незрелости не могут в полной мере оценить всю тяжесть последствий от курения. Ведь сигарета – это яд, который действует не сразу, а постепенно. А перспектива заболеть через 10-15 лет кажется далекой и мифической, тем более молодые люди уверены, что могут бросить курить в любой момент.

Но и такие «быстрые» результаты, как плохое самочувствие, снижение настроения и физической активности, а также плохая успеваемость редко могут заставить подростка отказаться от курения.

Сами подростки в 12-16 лет считают себя вполне взрослыми, однако их тело и нервная система совершенно не сформированы. В этом возрасте идет активное деление всех клеток, начинают «работать» половые железы, развивается костно-мышечная система и связки, увеличивается количество нервных связей, перестраиваются железы внутренней секреции.

И если ребенок решил начать курить в этом возрасте, прогнозы могут быть самыми неутешительными:

  • торможение продукции соматотропного гормона – гормона роста;
  • дефицит продукции гормона тестостерона;
  • недостаточное поступление кислорода к тканям мышц (гипоксия);
  • нарушение всасывания и усвоения белков, витаминов и минералов, необходимых для нормального роста и развития костной и мышечной ткани.

Поэтому, очень важно объяснять детям про вред курения еще до того возраста, когда им впервые протянут сигарету или позовут «покурить за углом».

Вред никотина для растущего организма намного серьёзнее, чем для взрослых. Токсины действуют на подростков сильнее и быстрее. От курения страдают все системы организма. У курящего подростка заметно ухудшаются концентрация внимания и память, что для школьника является большим минусом. Кроме этого, снижается качество зрения, повышается риск появления глаукомы. ухудшается слух. Под воздействием сигарет сильно страдает нервная система. Последствия этого непредсказуемы: одни подростки становятся чересчур эмоциональными и вспыльчивыми, другие же, наоборот, замыкаются в себе, страдая от депрессии и мнительности. Никотин ухудшает работу сальных желез. В результате смолящий подросток не только покрывается прыщами, но и страдает от чрезмерной сухости кожных покровов. От курения могут появиться и другие дефекты, например, некрасивые пигментные пятна или желтоватый болезненный оттенок. Ни один курильщик не может избежать проблем с сердцем и сосудами. С каждой выкуренной сигаретой иммунная система организма слабеет, делая его уязвимым для вирусных заболеваний.

Перечисленных причин вполне достаточно, чтобы убедить их не начинать курить не только в  14-16 лет, но и во взрослом возрасте.

Как определить, курит ли подросток?

Достаточно проявить больше внимания к ребенку. На вредную привычку указывает несколько признаков: кашель, возможно мокрота прозрачного или желтовато- зеленоватого цвета; запах изо рта, хриплое дыхание, одышка, простудные заболевания, запах сигарет, впитавшийся в ткань вещей, кожу и волосы. Если вы нашли в вещах  ребенка зажигалку или спички, высока вероятность того, он курит.

Что делать родителям, если ребенок начал курить?

О вреде сигарет с ребёнком нужно говорить до того, как он попадётся с ними. Подобные разговоры не бывают «слишком рано», поскольку напрямую касаются здоровья ребёнка. С детства нужно создавать негативный образ сигарет, чтобы подросток даже думать о них не хотел.

Если же ребёнок уже курит, лучше спокойно поговорить с ним: Прямо задать вопрос о том, курит он или нет. Откровенность с детьми очень важна, как и доверие. Не стоит при этом угрожать или повышать голос. Подросток должен понять, что его любят и относятся в нему с пониманием. Если ребёнок курит, необходимо показать неодобрение, но не перегибать палку. Для разъяснительных бесед требуется время. Не нужно ругать подростка, если он признался в курении сам. В этом случае можно попытаться выяснить, как он пришёл к мыслям о сигаретах и почему пристрастился. Выявив причины курения, будет проще избавиться от вредной привычки. Важно подробно рассказать о последствиях курения и рисках. Сигареты – это не круто, модно и по-взрослому, это в первую очередь источник серьёзных заболеваний.

Стоит объяснить ребёнку, что происходит с организмом курильщика, какие болезни вызывает никотин и чем это чревато. Можно сделать упор на деньги. Сигареты стоят дорого, а карманные расходы подростков обычно ограничены. Если подросток курит, можно с ним подсчитать, сколько личных денег тратится на сигареты в течение года. Набежавшая сумма может отрезвить ребёнка, если он начал курить недавно: на сэкономленные деньги можно купить что-то, о чём он давно мечтает.

Больше говорить о людях, которые добились многого в жизни без сигарет. Следует подкреплять информацию в виде книг, фильмов, реальных историй из жизни. С раннего возраста приобщайте детей к спорту и разнообразным хобби. В разговоре с подростками стоит делать упор на плюсы жизни без никотиновой зависимости, а не на строгие запреты.

Родители, помните! Курение в подростковом возрасте проще предотвратить, чем бороться с ним. Поэтому так важны доверительные разговоры с ребёнком о вреде никотиновой зависимости.

В семье, где царит дружественная и безопасная атмосфера, намного проще отследить все перемены, происходящими с подростком. Поддержка родителей - вот что важно в этот сложный период жизни.

Поэтому важно взрослым на этом этапе сформировать у подростка способность устоять перед соблазном попробовать табак и уверенно двигаться в будущее без табака.


 О профилактике интернет-зависимости

   Компьютерную зависимость легче предупредить, чем впоследствии бороться с нею. Вот несколько рекомендаций родителям по предупреждению компьютерной зависимости.

подробнее.../свернуть

   Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить! Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами. Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.

Основными показателями, характерные для Интернет-зависимости ребенка:

Психологические симптомы:

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;

– невозможность переключиться на другую деятельность;

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

– предпочтение виртуального мира семье и друзьям;

– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;

– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;

– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.

Физические симптомы:

– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

– сухость в глазах;

– головные боли по типу мигрени;

– боли в спине;

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

– пренебрежение личной гигиеной;

– расстройства сна, изменение режима сна.

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

Организации, оказывающих помощь населению Брестской области при развитии зависимости к азартным играм.

УЗ «Брестский областной наркологический диспансер»

224003

г. Брест

пер. Брестских дивизий, 2

(80162)282041

(80162)282081

УЗ «Пинский межрайонный наркологический диспансер»

225710

г. Пинск

ул. Рокоссовского, 8

(80165)336409

(80165)336420

УЗ «Барановичский межрайонный наркологический диспансер»

225320

г. Барановичи

ул. Парковая, 53

(80163)487373

487357


 О безопасности детей в сети Интернет

    Подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок для взрослых. Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов, черный список, часы работы в сети Интернет, руководство по общению в интернете, в том числе в чатах.

подробнее.../свернуть

    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

   Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете, о том, чем они заняты, таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

  Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

  Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

   Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

  Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернете.

   Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

  Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с посещением Интернета. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте в подобных случаях всегда обращаться к вам.

   Расскажите детям о порнографии в Интернете.

  Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

   Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

  Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

   Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.


 Профилактика самовольных уходов детей из дома

Каждый отдельный случай самовольного ухода ребенка из дома индивидуален и зависит от множества причин: стиля воспитания, физического и психического здоровье ребенка. Однако основную причину самовольного ухода ребенка на улицу нужно искать в семье. Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе, привлекают к себе внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им».

 

подробнее.../свернуть

 Профилактика самовольных уходов

  1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение  дня.
  2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22.00.
  3. Обращать внимание на окружение ребенка, контактировать с его друзьями, знакомыми, знать их адреса и телефоны.
  4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
  5. Провести с несовершеннолетними беседы:

- безопасность на дорогах;

- безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;

- безопасность при террористических актах;

- общение с незнакомыми людьми и т.д.

  6.    При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
  • сообщить в администрацию образовательного учреждения;
  • обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы МВД.

   7. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 6  сделать  письменное заявление  в органы МВД, при этом иметь документ удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото н/л (в электронном варианте), иметь при себе номера телефонов с кем общается н/л.

   8. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить администрации образовательного учреждения и в органы МВД о его возвращении.                                    

Если ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребенка.

 Шаг первый:Вспомните все, о чем  говорил ваш ребенок в последнее время. Зачастую наши дети нам говорят почти все, другое дело слышим ли мы их. Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых подростка. Проверить велся ли дневник (в письменном или в электронном варианте).

Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Шаг третий:  Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден — обращайтесь в соответствующие органы. Прежде всего, подать заявление на розыск в территориальное отделение МВД.  Заявление у вас обязаны принять по первому требованию. Для этого при себе необходимо иметь: документ удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото н/л (в электронном варианте),  иметь при себе номера телефонов с кем общается н/л. Заявление в vbkbwb. необходимо написать собственноручно, подать в дежурную часть, получив отрывной талон.

Шаг четвертый: Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить фотографию ребенка, всю информацию, которую вы собрали по знакомым и родственникам, а так же телефоны, по которым с вами можно связаться.

Шаг шестой:Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где вы сможете получить информацию о том, не поступал ли ваш ребенок в данное учреждение. Периодически связывайтесь  со знакомыми и друзьями сына (дочери).  В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома,  пытаются найти приют в знакомой среде.

Шаг шестой: Найдя своего ребенка, спокойно попытайтесь разобраться, почему подросток ушел из дома.

 

Выделяют следующие типы побегов подростков (Ю.Л. Строганов, Б.Н. Алмазов):

 1. Эмансипационные побеги наиболее часто  совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых.  Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе, сочетаются с алкоголизацией во время побега.

2.   Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида.

3.   Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество. В данном случае подростки преследуют цель привлечения к себе внимания (12 - 17 лет).

4.   Дромоманические  побеги  (от греческих слов  «дромос»  -  дорога,  путь и «мания» - одержимость, страстное влечение) происходят внезапно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу географический ареал расширяется.

 По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи - 10-17 лет.

   Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.

   Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

   На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) - т.е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.

   Семья внешне может быть вполне благополучной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.

   Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняются.

   При первом уходе ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.

   Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома:

  • крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;
  • агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
  • безразличие взрослых к проблемам подростка;
  • развод родителей;
  • появление в доме отчима или мачехи;
  • чрезмерная опека, вызывающая раздражение

 Рассмотрим основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей.

1. Отвергающая позиция: родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

2. Позиция уклонения: эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

3. Позиция доминирования по отношению к детям: для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.

4. Отвергающе-принуждающая позиция: родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

 Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:

1) Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

2)    Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.

3)    Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали. Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4)    Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями. Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5)    Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает.

6)    Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом .учитывая его желания. Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.

7)    Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.

8)    Никогда не бейте своего ребенка. Вместо физического наказания используйте слова.

Дополнительный материал можно почитать здесь


 Профилактика суицидального поведения среди подростков

«Самоубийство – это мольба о помощи, 

которую никто не услышал…»
                                                   Р. Алеев 

подробнее.../свернуть

      Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид. 

  По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
  Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.  Самый распространенный случай самоубийства – повешение.
Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст - около 30лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида":самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей.

Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько этапов.
Выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают, свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.
Вообще выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шантажное поведение. После того, как все этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию, как к итоговому представлению о невозможности существования в данной ситуации. Возможно, это истинный суицид, тогда человек предпринимает реальные действия, что бы лишить себя жизни. Для осуществления демонстративного суицида часто используют медицинские препараты. Демонстративно - шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. И тот и другой случай могут закончиться летально, так как они оба провоцируют негативную форму поведения, которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет самоубийство.


Причины характерные для подростков с суицидальным поведением
 
На первом месте из причин, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
  Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей. Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
  Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. В последнее время заметна явная тенденция к "омоложению” суицида, причем это характерно для всех стран, не, только для России. Однако в России, а особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург увеличение случаев подростковых самоубийств проявляется особенно значительно Причины этого явления по сути своей те же, что и у взрослого населения: отсутствие механизмов воздействия общества на индивида, алкоголизм. Из разряда личностных причин отмечу: чувство неприкаянности, банальную антипатию к существующей жизни.

Признаки готовящегося самоубийства.
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
1.Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2.Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3.Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4.Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5.Словесные указания или угрозы.
6.Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7.Уходы из дома
8.Бессонница.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и психологи указывают на различные способы, таким образом, оказать влияние на других людей: "дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 % случаев, "заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” - около30% случаев, "показать, как ты любишь другого” или "выяснить, любит ли тебя другой” - 25 %, "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25 % и только 18 % случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).
  Самоубийство - это результат социально-психологических дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве.

                                     ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

- Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.

- Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.

- Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями,     способными понять и сопереживать.

 - Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться к старости.

- Чаще бывайте в школе.

- Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
                                       

Помощь при потенциальном суициде
  Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
-Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
-Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
-Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
-Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

Развеем мифы
МИФ 1. Люди, говорящие о самоубийстве, никогда не осуществляли его на деле.
Это не так. На самом деле 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигнал о своих намерениях.
МИФ 2. Человек в суицидальном состоянии твердо решил покончить жизнь самоубийством.
Это не так. Большинство самоубийц не пришли к однозначному решению жить или умереть. Они «играют со смертью», предоставляя окружающим спасать их.
МИФ 3. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения.
Это не так. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью.
МИФ 4. Суициденты постоянно думают о смерти.
Это не так. Позывы к смерти кратковременны. Если в такой момент помочь человеку преодолеть стресс, его намерения могут измениться.
МИФ 5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла.
Это не так. Большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала « улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств к жизни.
МИФ 6. Суицид, чаще всего, совершают молодые люди.
Это не так. Суицид примерно в равной мере проявляется среди всех возрастных категорий.
МИФ 7. Самоубийства, происходят гораздо чаще в среде богатых или, наоборот, исключительно среди бедных.
Это не так. Уровень самоубийства одинаков во всех слоях общества.
МИФ 8. Суицид – это наследственная «болезнь».
Это не так. Добровольная смерть одного из членов семьи может усилить суицидальный кризис у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мысли о смерти.
МИФ 9. Все самоубийцы – душевнобольные или умственно неполноценные люди.
Это не так. Уходят из жизни глубоко несчастные люди.
 МИФ 10. Женщины угрожают самоубийством, а мужчины осуществляют его. Это не так. Мужчины в 3 раза больше женщин заканчивают жизнь самоубийством, а женщины в 3 раза чаще мужчин предпринимают попытки суицида. Женщины используют средства с большими шансами на спасение: таблетки, яды, газ и т.д. мужчины предпочитают огнестрельное оружие или веревку, где шансы на спасение минимальны.

 


 ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ МУДРЫМ РОДИТЕЛЯМ

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет»

 

Когда речь заходит о воспитании детей, зачастую цитируют именно этот библейский стих. Вопрос лишь в том, как именно взрослые собираются «наставлять» на этот путь «юношу».

 

подробнее.../свернуть

Мудрые родители:

 

  1. Не стесняются выражать любовь к своим детям

Многие проблемы взрослых детей зарождаются в детстве из-за того, что родители не знали, как выразить свою любовь к ним. Каждый день в той или иной форме давайте понять своему ребенку: «Мы тебя любим!» И даже находясь вне дома, ребенок всегда должен чувствовать, что родители о нем помнят.

 

  1. Осознают уникальность и неповторимость своих детей.

Каждый ребенок – это уникальное творение, начиная от количества волос на голове и заканчивая отпечатками пальцев. На земле нет и никогда не было двух совершенно одинаковых людей. Иными словами, у каждого из нас есть своя «изюминка». И родительский долг – найти такие способы воспитания, которые учитывали бы индивидуальные свойства ребенка.

 

  1. Избегают поверхностного общения.

Некоторые родители сводят все общение с детьми к «да», «нет», «не делай этого», «потому что я так сказал»… Разумеется, такие слова тоже нужны, и иной раз без них просто не обойтись. И все же, если мы хотим оказывать должное уважение нашим детям как разумным творениям, нам следует объяснять им, почему «да», а почему «нет». Разъяснения важны для детей даже тогда, когда взрослым кажется, что здесь нечего объяснять.

 

  1. Всегда помнят о своих детях

Что у нас на языке, то и на уме. Следовательно, если мы редко говорим о детях в семье или с друзьями, это ясно свидетельствует о том, что они нам не так уж и интересны. Однако необходимо как можно чаще находить время для глубоких размышлений обо всем, что касается физического и душевного благополучия наших детей.

 

  1. Заботятся о воспитании и образовании своих детей 

Школа и учителя  должны учить детей и  укреплять в детях те убеждения и принципы, которых придерживаются родители. Вместе с тем, существуют знания, которые ребенок может приобрести только дома. Именно от родителей ребенок может узнать об правильных отношениях между членами семьи, узнать, насколько важны труд и правильный досуг, как решать денежные вопросы, приобрести полезные для жизни навыки  и противостоять вредным привычкам. Словом, предметом домашнего образования и воспитания должно стать все, с чем дети столкнутся в дальнейшей жизни.

 

  1. Следят за тем, как их дети используют СМИ

    Нельзя допускать, чтобы телевизор или Интернет стали воспитателями детей.  В современном обществе проблема эта весьма актуальна и серьезна. Если родители не будут ограничивать влияние электронных «пожирателей времени», их дети могут вырасти ленивыми и вялыми потребителями.

 

  1. Наводят «мосты дружбы»    

Делайте все для того, чтобы ваши дети почаще общались с теми людьми, чей образ жизни
 может послужить для них примером для подражания. Чтобы навести такие «мосты дружбы», хвалите своих детей в присутствии родственников и знакомых. Когда дети знают, что о них хорошо говорят те, чье мнение им небезразлично, они будут стремиться расти в их глазах. Причастность к кругу уважаемых ими людей может стать для детей и подростков одним из важнейших источников уверенности в себе.

 

  1. Вселяют в детей надежду. 

      Большинство подростков – мечтатели. Они часто думают о будущем, и нередко родителям даже приходится возвращать их «с небес на землю».

Но никогда не отнимайте у детей надежду. В беседах с юными «мечтателями» подсказывайте им, как можно достичь поставленных целей. Помогите детям заложить надежные основания для будущей счастливой жизни, в том числе – получить качественное образование и воспитание.

 

  1. Приучают детей к дисциплине и порядку.

 Важная задача родителей – научить ребенка управлять своей волей и приучить его к дисциплине. Ибо если дети игнорируют наши замечания, в них развивается упрямство, и чтобы сломить его в дальнейшем вам придется быть жестокими, то есть причинить боль и ребенку, и себе. Поэтому любое ваше требование должно быть исполнено. Для этого оно должно быть продуманным и справедливым. Не стоит поощрять своеволия детей чрезмерной уступчивостью. Так как оно  - источник страдания ребенка в будущем.

Возможно, эти слова покажутся некоторым излишне суровыми. Однако в них заложено глубокое понимание смысла и значения дисциплины.

 

  1. Растут вместе со своими детьми.

Многие родители говорят о том, что на определенных этапах развития ребенка общение с ним доставляло им удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то этапы были сложны.  Но истинно мудрые родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько заботы и свободы, сколько необходимо ему в тот или иной период развития. В каждом возрасте ребенок решает так называемые «задачи развития». И мудрые родители сопровождают его в этом, не пытаясь прожить жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором ребенок должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности. 

Разумеется, здесь перечислено далеко не все то, что должны делать мудрые родители. Но если вы хотите стать такими родителями, попробуйте для начала последовать этим заповедям.

Удачи вам!  


 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ О ПОДЖИДАЮЩИХ ИХ ОПАСНОСТЯХ:

 9 основных принципов

       Если бы роль родителей заключалась лишь в том, чтобы провести ребенка через болезни роста, учебу в школе, эмоциональную нестабильность и подготовку к самостоятельной жизни, то уже тогда эта роль была бы очень сложной. Но, к несчастью, мы живем в неустроенном мире во времена, когда подросткам стали доступнее, чем прежде, самые разные нездоровые вещи «мира сего».

    На протяжении следующих нескольких лет жизненного пути вашего ребенка ему могут встретиться самые разные опасности: употребление алкоголя, наркотиков, ранние сексуальные отношения и их последствие и т. д.

         Каждый родитель надеется, что его кровное дитя сумеет избежать опасностей и их последствий. Для того, чтобы помочь подростку сделать разумный выбор и предложить действенную помощь, когда в этом возникнет нужда, родителям важно хорошо разбираться в «темах повышенной опасности». Но знакомство с этими темами будет иметь мало проку, если не применять своих знаний на практике и не пользоваться теми методами, которые позволяют сформировать взаимоотношения ребенка с миром и научат принимать решения.  Чтобы выбрать наилучший подход к разговору с ребенком, нужно быть терпеливым и дальновидным.

подробнее.../свернуть

 В выполнении этой важной задачи вам помогут следующие принципы:

 

  1. Вам будет легче разговаривать с ребенком на трудные темы, если у вас существует взаимопонимание по другим вопросам. Время, потраченное на построение взаимоотношений в доподростковые годы, обычно приносит большую пользу.
  2. Родители часто беспокоятся, что детальное обсуждение некоторых тем способно натолкнуть ребенка на мысль о запретном плоде. Но похоже, вы опоздали. Дети уже успели понабраться всяческих идей, и теперь они нуждаются в том, чтобы услышать вашу точку зрения на этот счет. Как бы то ни было, они, скорее всего, не станут обращаться к вам со своими вопросами, так что придется брать инициативу в свои руки.
  3. Если вы хотите предупредить ребенка о тех стилях поведения, которые представляют угрозу для жизни и здоровья, то слова ваши будут более действенными, если не будут разбавлены мелкими придирками или упреками по не слишком серьезным случаям. Делайте акцент на позитивных моментах, и тогда ваши слова о негативных явлениях и поступках приобретут больший вес.
  4. Не ставьте себе задачей донести до ребенка собственную систему ценностей за несколько марафонских бесед. Короткие, но подходящие для бесед моменты регулярно возникают на протяжение всего детства и подростковых лет. И для того, чтобы не упустить их, нужно проводить время со своим ребенком.
  5. Подростку легче будет держаться подальше от опасных троп, если «главное шоссе жизни» имеет четкую разметку, хорошо освещено, привлекательно и дарит радость. Поощряйте разумные цели, приверженность ребенка всему хорошему, дружбу и т. п. – все это удерживает ребенка от деструктивного поведения.
  6. Ваши поступки подкрепят (или обесценят) ваши слова. Совет «Делай как я говорю, и не делай того, что я делаю» никогда не приносил и никогда не принесет пользы. Тем не менее, это не означает, что ошибки, просчеты и безрассудное поведение, которые вы допускали в прошлом, девальвируют ваши нынешние слова и поступки. Некоторые родители беспокоятся о том, что они не смогут уберечь детей от повторения своих ошибок. Искренние признания, предостерегающие истории и уроки, полученные в  Университете Больших Неприятностей, могут оказать исключительное  влияние на юных слушателей. Смело делитесь с детьми собственным горьким опытом и ни в коем случае не прибегайте к соблюдению лицемерных принципов двойной морали («Это хорошо для меня, но не для тебя»; «Делай так, как я говорю, а не как я делаю»).
  7. Не надо слишком часто прибегнуть к менторскому тону, если вы уж вообще собрались к нему прибегнуть. Стремление подростка к независимости и его насущная потребность в том, чтобы с ним обращались со взрослым (даже если его поведение свидетельствует об обратном), приведет к тому, что  взгляд у него потускнеет, а мысли унесутся куда-то далеко, как только вы заведете пространную речь о всех ужасах того или иного явления. Если вы сильно переживаете из-за опасности, грозящей вашему ребенку (а вы должны это делать), то вы скажете все, что у вас на сердце, не унижая при этом ребенка и не подавляя его волю.
  8. Не сдавайтесь, если ваши попытки затронуть нелегкие темы будут встречены без энтузиазма. Даже говоря прямо и тоном, располагающим к откровению, вы можете вдруг обнаружить, что оживленного разговора с собственным ребенком никак не получается. Наберитесь терпения,  не выказывайте разочарования и не бойтесь повторить попытку какое-то время спустя.
  9. Вы должны отстаивать свою позицию по трудным  вопросам постоянно, убедительно и открыто. Ваш ребенок должен понимать, что если у него появится какая-то проблема, он может смело прийти с ней к вам. Если подросток убежден, что «мама с папой убьют меня, если узнают о…», то вы будете последними, кто узнает о…  Но если он видит, что вы являетесь для него источником силы и всегда готовы прийти на помощь, он придет именно к вам, если беда действительно стрясется. Вы не сумеете изменить случившееся, но сможете предотвратить хотя бы часть последствий принятого подростком неверного решения. 

 ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ

Психологическая помощь

        Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное,    незаконное, своевольное.

        Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

 

подробнее.../свернуть

                        

    Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

  • со стороны мужа по отношению к жене;
  • со стороны жены по отношению к мужу;
  • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
  • со стороны старших детей по отношению к младшим;
  • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
  • со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

 Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

 2. Психическое (эмоциональное) - это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

 3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

 4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.

 5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

 Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

 2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

 3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

 4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

 Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

 Внешние причины насилия:

-    распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

-    кризис морали;

-    кризис культуры;

-    влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

 Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье:

  • материальные трудности; наличие в семье безработного;
  • нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи;
  • наличие наркоманов в семье;
  • неполная семья; отчим или мачеха в семье;
  • ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем;
  • нежеланный ребенок; трудный ребенок;
  • снятие многих моральных запретов;
  • семейные конфликты;
  • самоутверждение за счет слабых;
  • культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

 Последствия семейного насилия для ребенка

 Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

- Они преподают ребенку урок насилия.

-   Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

-   Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

-   В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

-   Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

-   Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.

-   Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

 Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

 Ребенок узнает, что он не заслуживает уважения;

-  что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

-  что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

-  что насилие - это проявление любви;

-  что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

- что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.


 ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. 

подробнее.../свернуть

    Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”. Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости. 
   Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны. 
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу! 
   Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия. 
   Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношения с родителями”. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными. 
   Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры. 

Что же делать родителям? 

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход. 

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. 
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг. 
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. 
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку. 
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! 

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. 

Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.


 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

          Чтобы правильно воспитать  ребенка необходимо учитывать много различных факторов. Чем же нужно руководствоваться? 

подробнее.../свернуть

Правило № 1 
Реагируйте не на вес проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его. 
Правило № 2 
Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной. 
Правило № 3 
Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном. 
Правило № 4 
Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом. 

Правило № 5 
Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан. 

Правило № б 
Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение. 
Правило № 7 
Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность. 
Правило № 8 
Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение. 
Правило № 9 
Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен. 

Правило №10 
Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и 
препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: “Зол на кого-либо — ударь”.


 НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Чаще всего неуспеваемость нельзя объяснить низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Средства, которые используют для предотвращения неуспеваемости, дают слабый эффект (дополнительные занятия, моральное давление на ученика). Часто они приводят к совершенному нежеланию учиться. 

подробнее.../свернуть

Истинные причины неуспеваемости 
1. Непонимание материала. Ученик плохо понимает преподаваемый материал. Не способен его усваивать. Скорее всего, ученик в течение нескольких лет отставал по программе, так как не был усидчив, ответственен, а должный контроль отсутствовал. С раннего школьного возраста существует необходимость обучать ребенка навыкам учебной работы. 
2. Неспособность ребенка абстрагироваться и обобщать, то есть изначальная неготовность ребенка к школе. В начальной школе ребенку сложно обобщать или оторваться от сказанного слова. В детстве ребенок никак не может учесть всех условий, не может выполнить требуемые действия. У такого ребенка формируется интеллектуальная вялость — отказ от мыслительной деятельности. Из сказанного можно сделать вывод — к школе ребенок должен быть подготовлен соответствующим образом . 

    На основе этих двух причин у ребенка быстро формируется “комплекс неуспевающего”. Он как бы говорит себе, что у него все равно ничего не получится, что мнение о нем уже сложилось. И оно отрицательное. Поэтому в подростковом возрасте наказаниями не поможешь, это только усугубит ситуацию. 
Что же делать? 
• Найдите стимул, чтобы ребенок старался успешно заниматься. 
• Улучшайте его самооценку. Говорите, что у него многое получится. 
• Занимайтесь вместе на дополнительных занятиях, старательно объясняя, что надо делать и как это делается. 
• Старайтесь, чтобы ребенок мог показать свои знания именно в определенный момент перед всем классом. 
• Не останавливайтесь на достигнутом.


 ДНЕВНИКИ, ИЛИ ТАЙНА ОТ РОДИТЕЛЕЙ

  Юность — пора увлечения дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях — о чем не скажешь никому. 

подробнее.../свернуть

   Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки. А некоторым дневник заменяют друзья. 
    Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Осторожно! Дневник — это запретная вещь. Дети-подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между родителями и детьми. Родители будут считаться преступниками, и к ним совершенно исчезнет доверие. Даже если прочитать дневник тайком, ни к чему хорошему это не приведет. 
   Во-первых, часто родители не могут ничего понять, так как к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Родители рискуют увидеть прошлое и спроецировать его на настоящее. 
   Во-вторых, после конфликтов с родителями подросток может записать в дневник что-либо нелицеприятное для них. И сиюминутное раздражение подростка, записанное на бумаге, становится для родителей долгой-долгой обидой. 
    В-третьих, родители могут просто обмолвиться. В разговоре упомянуть какую-нибудь незначительную, незаметную деталь жизни ребенка, о которой могли узнать только из его дневника. 

Родители! 

• Никогда, ни при каких обстоятельствах не читайте дневник сына или дочери. 

• Случайно найденный дневник должен быть возвращен владельцу открыто. Это подкрепит доверие между родителями и детьми.


 



                                       

 

телефон:+375164353238, электронная почта:peski@berezaroo.brest.by, регистрационное свидетельство:290508982

 

Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)