РусскийБеларускi
Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Березовского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Песковская средняя школа"
Березовского района

 

 

 

О коррупции

МЕТОДИЧЕСКИЕ PEKOMEHДАЦИИ
по реализации Комплекса мер по профилактике
правонарушений, создающих условия для коррупции, и
коррупционных правонарушений государственных служащих
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Проблема борьбы с коррупцией в силу ее деградирующего и разрушительного воздействия на систему власти, социальные и экономические процессы, остается одним из главных направлений государственной политики в Республике Беларусь.
Эффективное противодействие коррупции может быть обеспечено только при условии системного применения комплекса организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий.
В борьбе с коррупцией активное участие обязаны принимать в рамках установленной законодательством компетенции, все государственные органы и иные организации независимо от формы собственности.
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации, планирования и проведения государственными органами работы по профилактике коррупционных проявлений.
 
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) коррупция это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст. 17 Закона).
Государственное должностное лицо не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении   предпринимательской деятельности,      используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.
Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой - четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.
Ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным лицам и являющихся государственными служащими, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются (ст. 20 Закона):
вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;
оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;
участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;  
создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
делегирование полномочий   на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;
требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.
Коррупционными правонарушениями являются (ст. 21 Закона):
вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;
предложение или предоставление государственному - должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
 
СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОЗДАЮЩИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОРРУПЦИИ
 
Закон разграничивает четыре категории лиц, которые являются субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений:
1. государственные должностные лица;
2. лица, приравненные к государственным должностным лицам;
3. иностранные должностные лица;
4. лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.
Согласно абз. 3 ст. 1 Закона к государственным должностным лицам относятся:
- Президент Республики Беларусь;
- депутаты Палаты представителей;
- члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;
- иные государственные служащие, относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;
- лица, занимающие должности в государственных организациях и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;
- лица, занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Закона лицами, приравненными к государственным должностным лицам, являются:
- члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;
- граждане, зарегистрированные в установленном законом -порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами в депутаты местных Советов депутатов;
- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций;
- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
- представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;
- государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;
 - иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.
На практике возникает вопрос, к какой категории лиц - государственных должностных либо приравненных к государственным должностным - следует относить государственных служащих, работников государственных организаций, которые являются должностными лицами исключительно по признаку наличия у них полномочий на совершение юридически значимых действий.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь к должностным лицам относятся, в том числе, лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий.
Из абз. 4 ст. 1 Закона следует, что все лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий, независимо от места работы (в государственных органах, иных государственных или негосударственных организациях), являются лицами, приравненными к государственным должностным лицам.
Таким образом, если государственные служащие, работники государственных организаций, являются должностными лицами исключительно по признаку наличия у них полномочий на совершение юридически значимых действий, они относятся к категории лиц, приравненных к государственным должностным лицам.
 
ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИ0ННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
В соответствии со ст. 5 Закона эффективная борьба с коррупцией может быть обеспечена только при условии надлежащего планирования и координации антикоррупционной деятельности.
Планирование указанной деятельности осуществляется путем, разработки планов мероприятий по противодействию коррупции, которые включают в себя положения, как общие для всех органов (организаций) независимо от сферы деятельности, так и специфические, применительно к конкретным органам (организациям).              
Эффективность выполнения предусмотренных планами; мероприятий должна заключаться в возможности оказания с их помощью влияния на состояние антикоррупционной законности в том или ином органе (организации).                                                
В целях координации антикоррупционной деятельности могут создаваться специальные антикоррупционные комиссии, которые наделяются правом вынесения решений рекомендательного характера, учитываемых руководством органа (организации) при принятии решений, обязательных к исполнению.
В связи с этим должны быть приняты распорядительные документы, определяющие правовой статус комиссии и регламентирующие порядок ее формирования, периодичность заседаний, принятие и юридическую силу ее решений.
Как правило, антикоррупционные комиссии:
- рассматривают, обобщают, анализируют поступающую информацию контролирующих и правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, заявлений граждан о нарушении   должностными лицами   антикоррупционного законодательства;
- рассматривают материалы проверок и ревизий, по результатам которых выявлены факты, свидетельствующие о коррупционных проявлениях;
- вносят предложения по проведению проверок, ревизий и инвентаризаций, в том числе повторных и дополнительных;
- разрабатывают мероприятия по устранению выявленных нарушений антикоррупционного законодательства, а также предупреждению этих нарушений;
- заслушивают отчеты руководителей структурных и обособленных подразделений о проводимых ими мероприятиях и принимаемых мерах по предотвращению коррупционных проявлений;
- готовят предложения по внесению изменений и дополнений в локальные нормативные акты организации с целью усиления профилактики коррупционных проявлений.
Вопросы, связанные с противодействием коррупционным проявлениям в организациях, могут рассматриваться, помимо антикоррупционных комиссий, также на заседаниях других коллегиальных органов, рабочих и оперативных совещаниях.
 
КАДРОВАЯ РАБОТА
 
Немаловажное значение в профилактике коррупционных проявлений имеет совершенствование в организации кадровой работы.
Подбор кандидатов и назначения на вакантные должности государственного должностного лица и лица, приравненного к государственному должностному лицу, должен осуществляться с учетом необходимых деловых и личностных качеств кандидата, информации о возможном совершении им коррупционных преступлений и правонарушений.
При решении вопроса о переводе лица с одной должности на другую целесообразно учитывать состояние работы по противодействию коррупции на предыдущей должности.
В государственных органах должны соблюдаться положения статей 5, 16 и 17 Закона, обязывающих государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, давать, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона, а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе).
Из статьи 16 Закона следует, что письменное обязательство по соблюдению установленных ограничений не подписывают иностранные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам, в том числе:
- должностные лица негосударственных организаций; -работники   государственных   организаций,   которые   являются должностными лицами исключительно по признаку наличия у них полномочий на совершение юридически значимых действий;
- государственные служащие, которые являются должностными лицами исключительно по признаку наличия у них полномочий на совершение юридически значимых действий;
- государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, и др.
Наименование статьи 17 Закона «Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц» не противоречит содержанию статьи 16 Закона и не означает, что обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона, наряду с государственными должностными лицами, обязаны подписывать также и лица, приравненные к государственным должностным лицам.
Ограничения, с которыми под роспись должны знакомиться государственные должностные лица, перечислены в частях 1-5 статьи 17 Закона.
В части 6 данной статьи законодатель определил, что ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным лицам и являющихся государственными служащими, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения для таких лиц предусмотрены, к примеру, статьей 22 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».
Ограничения и обязанности, для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, в том числе являющихся государственными служащими, установлены статьями 20, 21 Закона о борьбе с коррупцией.
Целесообразно разработать распорядительные документы, регламентирующие порядок подготовки текста обязательства, его вручения под роспись государственному должностному лицу, лицу, претендующему на занятие должности государственного должностного лица, и дальнейшего хранения подписанного обязательства. Необходимо назначить конкретное должностное лицо кадровой службы, ответственное за оформление письменного обязательства и своевременное ознакомление с ним государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица.
Текст письменного обязательства, вручаемого под роспись государственным должностным лицам и лицам, претендующим на должность государственного должностного лица, должен соответствовать требованиям статей 16 и 17 Закона.
Подписанное письменное обязательство в соответствии с п. 7 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2 должно храниться в личном деле государственного должностного лица.
В государственном органе должны соблюдаться требования ст. 18 Закона, согласно которой прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Лицо, принятое на государственную службу в нарушение требования, установленного частью первой настоящей статьи, с его согласия подлежит переводу на должность, исключающую такую подчиненность или подконтрольность, а при невозможности перевода или отказе от него — освобождению от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
Запрет на совместное прохождение государственной службы супругами, близкими родственниками   (свойственниками) распространяется на все случаи, когда служебная деятельность этих лиц связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Подчиненность представляет собой отношения между одним лицом (руководителем) и другими лицами (работниками учреждения, структурного подразделения), в результате которых руководитель имеет право издавать распоряжения, приказы, давать указания, поручения и требовать их исполнения, а другие лица обязаны их выполнять. Обозначенные отношения возникают из полномочий по управлению коллективом (частью коллектива) и выражаются в распределении конкретных обязанностей между служащими, организации труда, поддержании дисциплины, применении мер поощрения и т.п.
Подконтрольность представляет собой отношения между лицом, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.
Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами прямая, т.е. между руководителем и служащим отсутствует какой-либо руководитель, в подчинении которого находится служащий, либо контроль осуществляется непосредственно за деятельностью лица, а не отдела, в котором служащий осуществляет профессиональную деятельность.
Особое внимание следует уделять вопросам соблюдения законодательства, регулирующего порядок истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе.
Форма декларации, представляемой гражданами во исполнение ст. , 19 Закона, ст. 23 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и ст.ст. 8-10 Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества», утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 952, а порядок заполнения такой декларации - постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.01.2008 № 1.
Согласно Положению о порядке проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 952, работник кадровой службы при приеме декларации о доходах и имуществе обязан:
удостовериться в личности физического лица;
проверить соответствие данных, указанных в декларации о доходах и имуществе, документам (их копиям), представленным физическим лицом;
обеспечить проведение консультаций о порядке заполнения деклараций о доходах и имуществе;
проверить правильность заполнения физическим лицом декларации о доходах и имуществе (заполнение всех реквизитов, правильность указания итоговых сумм, наличие подписи);
разъяснить физическому лицу установленную законодательством ответственность за нарушение порядка декларирования доходов и имущества;
зарегистрировать каждую представленную декларацию о доходах и имуществе в журнале учета деклараций о доходах и имуществе, который ведется по форме согласно приложению к настоящему Положению. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) государственного органа, иной организации и скреплен печатью.
Постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта. 2004 г. №2 обязывает хранить декларации о доходах и имуществе в личных делах работников.                                                                                                  
 
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
 
Существенную роль в выявлении и предупреждении коррупционных проявлений играет надлежащим образом организованный ведомственный контроль.
С целью недопущения фактов нарушений антикоррупционного, законодательства следует обращать особое внимание на:
порядок проведения процедур закупок, обеспечение целевого и эффективного использования государственных средств, выделяемых на закупку товаров (работ, услуг);
соблюдение законодательства при проведении строительных подрядных работ;
соблюдение законодательства при сдаче в аренду государственного имущества, правильное и своевременное взыскание арендной, платы, своевременность принятия мер при необходимости расторжения договоров аренды;
целевое и эффективное использование денежных средств, получаемых в виде бюджетных субсидий, рациональное использование финансовых, трудовых, материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей;
порядок и полноту проведения инвентаризации, в том числе инвентаризации незавершенного производства, списания брака, недостач, пересортицы;
заключение контрактов, договоров и проведения расчетов по ним, списание просроченной задолженности, обоснованность   наличия и своевременность взыскания дебиторской задолженности;
оплату командировочных расходов;
использование средств для оказания материальной помощи;
порядок и обоснованность выдачи ссуд, займов работникам;
факты нарушений установленного порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по ним;
заявления, жалобы работников, записи в книге замечаний и предложений;
процедуру постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделения жилья, факты и основания для заселения лиц, не работающих на предприятии;
другие вопросы с учетом специфики деятельности того или иного органа, организации, учреждения, предприятия.
 
УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
 
Согласно ст. 24 Закона денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в. республиканский бюджет в течение десяти дней со дня их обнаружения.
Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.
Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или членами его семьи имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или членами его семьи, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.
В соответствии со ст. 25 Закона решения, принятые государственными должностными или приравненными к ним лицами в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.
Согласно ст. 27 Закона руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
принимать установленные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией;
привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
своевременно информировать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.
Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
 
 

План мероприятий 
Песковской СШ Берёзовского района
по профилактике нарушений, создающих условия для коррупции
и коррупционных правонарушений, на 2024 год

п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

        1.             

Организация изучения законодательства РБ о коррупции и ответственности за коррупционные правонарушения

По мере изменения законодательства

Администрация

        2.             

Проведение анализа локальных нормативных правовых актов на предмет соответствия требованиям действующего законодательства

Постоянно

Администрация

        3.             

Размещение информации об антикоррупционном законодательстве, об ответственности за коррупционные правонарушения на школьном сайте, на информационных стендах

Постоянно

Администрация

        4.             

Организация контроля за выполнением законодательства о противодействии коррупции в школе при организации работы по вопросам охраны труда

Постоянно

Администрация

        5.             

Своевременное предоставление государственными должностными лицами обязательств, установленных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и ст. 23 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», деклараций о доходах и имуществе

При занятии государственных должностей, до 1 марта

Директор

        6.             

Рассмотрение обращений граждан, содержащих факты коррупции в учреждении образования. Привлечение к ответственности виновных лиц при подтверждении таких фактов

Постоянно

Администрация

        7.             

Осуществление контроля за целевым эффективным расходованием бюджетных, внебюджетных средств,  использованием и обеспечением сохранности государственного имущества, осуществлением хозяйственной деятельности в учреждении

Постоянно

Профком

 

        8.             

Обеспечение регулярной отчетности, в т.ч. письменной, перед родителями обучающихся о расходовании средств, поступивших в виде безвозмездной помощи на нужды учреждения

Постоянно

Директор

 

        9.             

Осуществление контроля за организацией приема на работу педагогических работников и иных работников в учреждение в соответствии со штатным расписанием

Постоянно

Профком

 

    10.             

Изучение обоснованности распределения учебных часов, часов факультативных занятий, часов организационно-воспитательной работы и часов кружковой работы

На начало учебного года

Профком

    11.             

Предупреждение необоснованного отвлечения учащихся от занятий на различные виды работ, не связанные с образовательным процессом и исполнением учреждением образования уставных функций

Постоянно

Администрация

    12.             

Осуществление контроля за организацией и проведением государственных экзаменов

 

Июнь

Администрация

    13.             

Осуществление контроля за получением, учётом, хранением, заполнением и порядком выдачи документов государственного образца об общем базовом и  общем среднем образовании

На конец учебного года

Администрация

    14.             

Предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий в учреждении образования

Постоянно

Администрация

 

 



                                       

 

телефон:+375164353238, электронная почта:peski@berezaroo.brest.by, регистрационное свидетельство:21424439964

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)