О психологической готовности ребенка к школе
Что значит психологическая готовность
ребёнка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (Ваш ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).
Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.
Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
♦ умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми;
♦ способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет;
♦ может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в сыне или дочери чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок:
♦ умеет планировать собственные действия;
♦ способен напряженно трудиться;
♦ умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?
♦ ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание выполнить задание, достичь цели);
♦ направлять, помогать в достижении цели; оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых;
♦ приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности;
♦ воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т.д.
Безусловно, большую роль играет здоровье сына или дочери. Ведь чтобы выдержать нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка.
И, наконец, основа для успешного овладения школьной программой - хорошее умственное развитие.
Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений:
♦ умения выделить учебную задачу;
♦ способности искать причины замеченного им сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:
♦ звукопроизношение;
♦ эмоциональная культура речи.
Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:
♦ выражает свои мысли ясно, четко;
♦ передает связно то, что слышал, видел;
♦ умеет выделить в рассказе главное;
♦ передает рассказ по определенному плану.
Итак, психологическая готовность к школе включает:
♦ желание узнавать новое;
♦ способность преодолевать трудности;
♦ способность доводить начатое дело до конца; умение вступать в контакт с новыми людьми;
♦ умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
♦ развитие внимания, мышления, памяти;
♦ развитие речи.
Особое внимание уделяется:
♦ работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
♦ развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
♦ общему физическому здоровью ребенка.